|
|
|
Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет
Несколько советов: Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы правильные. Вообще, на игре не существует правильных, или неправильных ответов, хорошо то, что оригинально и нестандартно. Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых и эвристичных ответов. На игровых занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления. Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной. Данная программа направлена на коррекцию вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта. Под общим интеллектом понимается умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения. Формальный интеллект – это способность к интеллектуальной деятельности. Вербальный интеллект – это способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий установлению словесных сходств и различий, доказательство и т. д. Абстрактно-логическое мышление – это способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности. Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и , в первую очередь, гуманитарным. Уровень абстрактно-логического мышления определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного и физико-математического циклов. Уровень формального интеллекта определяет успешность обучения точным предметам. Коррекционная программа рассчитана на 15 занятий.
Коррекционные игры. Занятие 1. Три слова. Цели: развитие вербального мышления, его скорости, гибкости; азвитие способности оперировать образами и понятиями. Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами. 1 вариант: озеро, медведь, карандаш. 2 вариант: улица, книга, фартук. Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ
Занятие 2. Поиск нового. Цели: развитие вербального интеллекта; развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства. Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков. 1 вариант: тарелка, лодка. 2 вариант: солнце, рубашка. Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды. Занятие 3. Поиск аналогов. Цели: развитие вербального мышления; формировние способности давать определение понятий, умение производить доказательство. Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы: отнесения предметов к одному классу и т. п. 1 вариант: вертолет. 2 вариант: кукла. Пример по варианту 2: кукла – погремушка, плюшевый мишка; кукла – чашка; кукла – телефон. Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в главных ролях.
Занятие 4. Поиск противоположных предметов. Цели: развитие вербального и абстрактно-логического мышления; развитие способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями. Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому назначению: внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет. 1 вариант: дом. 2 вариант: человек. Например, по варианту 2 к слову человек подбираются такие слова, как животное, камень и указать по какому критерию.
Занятие 5. Способы применения предмета. Цели: развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование способности к мысленному анализу и синтезу. Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные. 1 вариант: книга. 2 вариант: помидор. Например, по варианту. 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.
Занятие 6. Ситуация. Цели: развитие вербального интеллекта; развитие способности к вербальному анализу , умению осуществлять доказательство. Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия. 1 вариант: вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута... 2 вариант: когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет... Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.
Занятие 7. Сокращение. Цель: развитие вербального интеллекта. Зачитывается рассказ объемом 10-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов. Занятие 8. Количественные отношения. Цель: развитие формального интеллекта. Детям предъявляется ряд однотипных логических задач. Нужно сделать умозаключение и определить отношение двух величин, например, А больше Б в 9 раз ; Б меньше В в 4 раза определить, что больше – А или В? Ясно, что А больше В ( это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4). 1. А больше В в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А 2. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза В А Задание выполняется в течение 5 минут.
Занятие 9. Изменение привычных временных связей: Цели: развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий. Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями. Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел). Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния). Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего). Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).
Занятие 10. Изменение привычных пространственных связей. Цели: развитие гибкости мышления; развитие абстрактно-логического и вербального мышления. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать). Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.). Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
Занятие 11. Изменение привычных связей общности. Цели: развитие вербального и абстрактно-логического мышления; развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов “земля” и “мяч” логически вычитывается признак “круглость” – плоская земля и что на ней происходит). Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: “дождь” и “ракета” – падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для ракеты. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха). Занятие 12. Изменение привычных связей преобразования действий. Цель: развитие вербального и абстрактно-логического мышления. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища которой не насытишься). Прием получения некоторого результата без привычного источника действий ( дом построен без строителей, концерт без артистов) Прием блокирования ожидаемого результата в привычной структуре действия (машина перевозит человека, но он остается на том же месте.) Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека) Занятие 13. Изменение привычных временных связей. Цели: развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий. Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями. Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел). Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный ( обратный, например, гром – молния). Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).
Занятие 14. Изменение привычных пространственных связей. Цели: развитие гибкости мышления; развитие абстрактно-логического и вербального мышления. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать). Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.). Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
Занятие 15. Опечатка. Цель: развитие критичности мышления. В тексте допущена опечатка – пропущено одно слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.
Зенич О.А. педагог-психолог
|
Категория: Методическая копилка | Добавил: сова (17.06.2011)
| Автор: коррекционные игры
|
Просмотров: 4842
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|