Персональный сайт психолога
Самсоновой Гульнары Хайдаровны.

Приветствую Вас Гость | RSS Главная * Регистрация * Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

Барьеры на пути коммуникации
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ КОММУНИКАЦИИ

Эти барьеры можно разбить на несколько видов.
 Языковой барьер.
 Психологические барьеры.
 Неблагоприятная окружающая обстановка.
 Речевой барьер.

Языковой барьер
 Словарь.
 Жаргон.
Неоднозначность выражений.
 Путаное и многословное изложение.
 Использование малоизвестных слов.
Словарь. Используемые вами слова должны находиться в преде¬лах понимания слушателей, иначе ваше выступление будет восприня¬то как речь на чужом языке.
Жаргон. Жаргонные словечки, которые в ходу в вашем коллекти¬ве или среди специалистов в вашей области, очень легко проникают в речь; но если ваши слушатели не являются членами среды, где исполь¬зуются эти слова, они не только не поймут их, но будут при этом ис¬пытывать раздражение.
Неоднозначность. Обращайте внимание на четкость выражения мыслей. Особенно аккуратным с подбором слов надо быть в смешан¬ной аудитории, где присутствуют представители различных культур. Для представителей разных культур некоторые слова имеют совер¬шенно иное значение.
Путаное и многословное изложение. Придерживайтесь рекомен¬дации: KISS (Keep what you say Short and Simple, (Говорите Коротко и Просто)), избегайте многословия, иначе аудитория просто перестанет вас слушать.
Малоизвестные слова. Если вы включаете в речь редко используе¬мые слова, следите за тем, чтобы произносить их правильно, и исполь¬зуйте их только в том случае, если не можете подобрать более понятных синонимов. Спросите себя, зачем вы используете эти слова? Потому что это единственно возможные, наиболее подходящие слова или вы про¬сто хотите произвести впечатление на аудиторию? Если верно послед¬нее, то слушатели могут почувствовать покровительственное отноше¬ние, и не сомневайтесь, их реакция на это будет негативной.

Психологический барьер
 Жизненные проблемы.
 «Нет настроения».
 Спровоцированное сопротивление.
 Страх.
 Застенчивость.
 Агрессия.
 Сопротивление контакту.
 «Давно известно».
 «Слишком поздно учиться».
 Разница в статусе.
 «Мысленно не с нами».
Жизненные проблемы. Людей, с которыми вы взаимодействуете, могут угнетать самые разные проблемы (нездоровье, неприятности на работе или дома, с деньгами, в учебе, социального плана и т. п.). Все это отвлекает слушателей от того, что им рассказывают.
«Нет настроения». Люди, поддающиеся своим минутным на¬строениям, могут находиться в таком расположении духа, что слу¬шать вашу речь в данный момент они просто не в состоянии.
Спровоцированное сопротивление. Если людей, не расположен¬ных к присутствию на занятии, все-таки заставили прийти, то они вряд ли будут настроены на восприятие вашей речи. Вполне воз¬можно, они намеренно не станут вас слушать и будут настроены по отношению к вам враждебно.
Страх. Он может быть действенным стимулом внимательно слушать и старательно учиться, но если страх достаточно силен, он становится барьером, поскольку занимает большую часть сознания человека.
Застенчивость. Если человек пришел на занятия или на встре¬чу, значит, он уже преодолел первичный барьер застенчивости. Но если ему по ходу объяснения или разговора что-то осталось неяс¬ным, это чувство может проявиться снова и помешать задать необ¬ходимые вопросы, что приведет к тому, что он не поймет и после¬дующего.
Агрессия может быть вызвана либо тем, что взаимодействовать с вами человека заставили, либо неприятием вас, окружающей обста¬новки или других участников встречи. Агрессия обычно проявляет¬ся соответствующим поведением, но никак не усилением внимания.
Сопротивление контакту. Причин такого отношения может быть множество — например, если человека заставили участвовать в контак¬те; если он не понимает необходимости своего присутствия на данной встрече; если ему что-то не нравится и т. п. Позицию «Я не буду под¬держивать то, что происходит» иногда можно изменить, вовлекая слу¬шателя в какую-либо деятельность или применяя интересный подход к подаче материала, но это чувство может остаться, если причина сопро¬тивления не выявлена и не устранена или если эта причина имеет та¬кие глубокие корни, что никакие ваши действия не могут ее устранить.
«Давно известно». Такое отношение — один из распространен¬ных барьеров, возникающих при общении с опытными специалиста¬ми, которых заставили слушать вас против их желания. Обычно в таком случае бывает гораздо эффективнее воззвать к их помощи и использовать опыт этих людей, а не твердить им: «Вы должны» и т. п.
«Слишком поздно учиться». В процессе учебы такое отношение обычно демонстрируют те, кого пугает процесс обучения, или те, кто не желает учиться по каким-либо иным причинам. Исследования показали, что если люди старшей возрастной категории не позволяли деградиро¬вать своему мышлению, то благодаря богатому опыту они часто оказы¬ваются более успешными учениками, чем многие их молодые коллеги.
Разница в статусе. Если контактирующие члены группы разли¬чаются по своему статусу, группа еще не достаточно акклиматизи¬ровалась, а общение происходит на публике, то ее члены, занимаю¬щие более высокое положение, могут отказываться выполнять ка¬кие-то задания из опасения поставить себя в неловкое положение перед подчиненными, которые, в свою очередь, тоже не захотят пред¬стать «выскочками» перед своим начальником.
«Мысленно не с нами». Если ученик не в состоянии отвлечься от мыслей о незавершенной работе или его тревожат другие заботы (переезд, необходимость уладить множество дел, предстоящее интер¬вью и т. п.), он не сможет полностью включиться в происходящее на занятии, каким бы это ни представлялось ему важным.

Неблагоприятная окружающая обстановка

 Шум.
 Жара.
 Холод.
 Проблемы с вентиляцией.
 Теснота.
 Кто-то извне прерывает занятия/
 вторжение рабочих проблем.
 Ограничение по времени.
Шум, жара, холод, проблемы с вентиляцией, теснота. Эти фак¬торы могут мешать аудитории слушать и правильно реагировать на действия инструктора. Случалось ли вам брать интервью, в то время как сносят соседний дом или, как было с автором этих строк, когда рабочие сбрасывают по желобу строительный мусор прямо у вас над головой? Иногда эти помехи можно устранить, тем самым сломав ба¬рьер; но бывает, что ничего поделать нельзя и барьеры остаются, или вы принимаете какие-либо иные меры
Кто-то извне прерывает занятия/вторжение рабочих проблем.
Конечно, помехи любого характера, а особенно если они связаны с ра¬ботой, сильно мешают процессу восприятия информации. От боль¬шинства таких помех можно оградить себя заранее — например пове¬сив на двери соответствующую записку, перенеся телефон в другую комнату, предупредив секретаря и т. п.
Ограничение по времени. Чтобы коммуникация была эффектив¬ной, зачастую требуется отвести на нее значительное время — ин¬структору необходимо убедительно подать материал, слушателям — воспринять его и т. д. Если время жестко ограничено, это негативно отразится на процессе коммуникации.

Речевой барьер
 Плохой оратор.
 Акцент.
 Манера поведения оратора.
 Наличие предубеждений.
 «Всезнайка».
 Недостаток знаний.
Плохой оратор. Оратора можно назвать плохим, если он исполь¬зует не самые подходящие методы и способы, чтобы привлечь вни¬мание слушателей. Когда выступающий слишком часто запинается, использует слова «замусоривающие» речь, проявляет манерность — это отвлекает слушателей от содержания его речи. Иногда аудитория сочувствует начинающему и не очень умелому оратору, но слишком явные недостатки выступления вряд ли будут ею прощены.
Акцент. Было время, когда местный акцент считался недопусти¬мым для многих аудиторий. Сейчас требования смягчились, и нали¬чие акцента не воспринимается «в штыки», если только он не меша¬ет понимать речь оратора. Однако использования диалектных слов все-таки следует избегать, поскольку они понятны немногим.
Манера поведения оратора. Люди не могут постоянно, в каждый момент времени контролировать свое поведение. Однако в течение некоторого определенного интервала времени это вполне возможно, особенно если осознаешь, что иначе создашь себе лишние трудности. Менторская позиция быстро улавливается и неизбежно вызывает не¬приязнь. Агрессия в разговоре приводит к двойственной реакции: слушатель либо просто покидает аудиторию, либо проявляет ответ¬ную агрессию; очевидно, что все это не помогает общению. Грубость и резкость приводят к аналогичным последствиям. В первых двух случаях оратор может сдерживаться или корректировать свой стиль поведения. Последний случай более сложен, так как люди часто даже не подозревают, что их поведение воспринимается как грубость.
Наличие предубеждений. Существование предубеждений часто не осознается самим человеком, но тем не менее они могут влиять на его восприятие. Предубеждения выступающего могут проявляться не¬осознанно. Расизм, сексизм и т. п. и даже личные мнения по каким-либо вопросам заставляют отвергать мнение других людей без четких на то причин или оснований. Оратор может быть склонен слишком быстро принимать решение или составлять мнение, не рассматривая иные варианты, или может быть слишком авторитарен. Но у слушате¬лей также могут быть свои предубеждения и предвзятые мнения. Если они противоречат мнениям оратора, то возникает конфликт.
«Всезнайка». Инициатор общения может быть экспертом в каком-то вопросе и действительно знать о нем практически все, но слушате¬ли неизбежно проявляют негативную реакцию к тому, кто старается дать им это понять.
Недостаток знаний. Этот случай противоположен предыдущему. Слушатели имеют полное право, негативно воспринять оратора, кото¬рый не дал себе труда подготовиться к выступлению и который не зна¬ет предмет. Естественно, нет человека, который знал бы абсолютно все; если ситуация, когда оратор чего-то не знает, повторяется не слишком часто и сопровождается его обещанием выяснить суть вопроса и расска¬зать об этом позже, это принимается с пониманием. Если же такие слу¬чаи повторяются достаточно часто, выступающий быстро теряет дове¬рие слушателей.
Категория: Мои статьи | Добавил: сова (13.06.2011)
Просмотров: 3532 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz