|
|
|
Быть родителем - трудная работа (советы тем, кому не просто)
Как перестать сердиться, злиться, расстраиваться. Отвлечься (прочитать книгу, послушать музыку, порисовать); Придумать как исправить ситуацию, вызвавшую злость, обиду; Потопать ногами; Сделать уборку; Замесить тесто понарошку; Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, представить, что с каждым выдохом из вас выходит злость; Пройтись, пробежаться по улице; Надуть шарик «из злости» и отпустить его; Спеть бодрую песню, потанцевать; Сознательно снизить голос до шепота; шепотом трудно злиться; Сесть на стул или лечь, лежа очень трудно гневаться; Сказать себе вслух фразу: «Это не имеет смысла, это ни к чему не приведет». Повторять ее в течение дня несколько раз. Сосчитать вслух до 10 или про себя; Сесть и составить список всего, что вас раздражает «чтобы осушить крошеч¬ные ручейки, питающие великую реку гнева»; Поговорите с человеком, которому вы доверяете; Воссоздать образ человека, который вызвал гнев, представить ребенком, по¬местить его в ситуацию игры: пусть он играет в песочнице, играет в кубики.
Как преодолеть обиды. Найти человека, которому доверяешь, и рассказать ему о своей обиде; «Поговорить» с любимым животным (собака, кошка, домашняя птица и т.д.); Отвлечься и постараться расслабиться (например, сесть в кресло, дышать спо¬койно и равномерно, послушать музыку и т.д.); Представить свое сознание в виде поверхности озера в бурю - бушующие волны, ветер; волны успокаиваются и поверхность озера становится безмя¬тежной; Вызвать в своем воображении образ человека обидевшего вас и постараться сделать его немного смешным и безобидным (например, пририсовать к его го¬лове заячьи уши или представить, что он превращается в белочку); Написать письмо, обидевшему вас человеку; Доверить листу бумаги свою обиду, описать ее; написать в конце несколько раз: «Я прощаю тебя»; Произнести вслух фразу «Я прощаю тебя» называю имя человека; произно¬сить ее столько раз, сколько необходимо, чтобы почувствовать, что обида уш¬ла; Взять фотографию обидевшего вас человека и глядя на его изображение, вы¬сказать ему свою обиду, затем простить его.
Если ребенок гипердинамичен. Любите и принимайте таким, кокой он есть; Четко придерживайтесь ритма дня; Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность; Ограничьте целенаправленную активность через игру. Игра должна быть обязательно со смыслом; Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться оп¬ределенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее; Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации вни¬мания; Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач; Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей; Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании; Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи, это дает ребенку уверенность в своих силах; Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко; Учитесь сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои; Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок в зародыше; Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка, если возникла необходимость отчитать, проработать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально; Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью; Следите за дисциплиной, устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
Чего не надо делать, когда вы общаетесь с трудными детьми. Не принимайте то, что они говорят на свой личный счет. Не делайте этого; Ни в коем случае не ввязывайтесь в спор с трудными людьми; Не обижайтесь; Не угрожайте; Не обвиняйте; Не стыдите; Не заставляйте их замолчать. Не затыкайте им рот; Не говорите с ним свысока, покровительно, пренебрежительно; Не включайтесь в их проблемы; Ни в коем случае не поддавайтесь. Если ребенок агрессивен. - Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть; - Ликвидируйте все формы поведения агрессивности среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать; - Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его воз¬можности; - Гасите конфликты еще в зародыше направляя интерес ребенка в другое русло; - Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми; - Расширяйте кругозор ребенка; - Включайте ребенка в совместную деятельности, подчеркивая ее значимость в выполняемом; - Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка. Не акцентируйте на ней внимание окружающих; - Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый, соци¬ально приемлемый и эмоционально наполненный смысл; Бороться с агрессивностью нужно: - терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у роди¬телей. - объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будь¬те предельно кратки; - отвлечением. Постарайтесь предложить что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать; - неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, подождите пока поступок повторится; - наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным то одно это может пробудить в нем желание ус¬лышать еще раз вашу похвалу.
Если ребенок плохо запоминает. Учить ребенка ставить цель запомнить на долго; При подготовке уроков - чередовать способы работы: конспектирование, за¬поминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков; Для того, чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух; Ребенок лучше запомнит, если перескажет прочитанное; Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить; При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотноше¬нием и смысловой группировкой; Готовить уроки - сразу же в день объяснения нового материала, так как забы¬вание активнее происходит в 24 ч. после; после математики учите историю, после физики - литературу: память любит разнообразие; При подготовке материала день в день - разделять во времени понимание и запоминание; Лучше учить по 1 ч. в 7 дней, чем 7 ч. подряд в один день; Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вече¬ром перед сном нужно повторить выученное. Не учите стихи по столбикам, короткие учите целиком, длинные - разбивайте на порции.
Если ребенок лжет? Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатка¬ми и достоинствами; Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас легче, чем ложь. Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хо¬рошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать; Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки; Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровен¬ность и выяснить причину лжи; Причинами лжи могут послужить проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание высказать свою враждебность тому, кому лжет. Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему; Не наказывайте ребенка, если он сознается во лжи, дав оценку собственному проступку; Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной само¬оценки.
[b]Если ваш ребенок рассеян.[/b] Принимайте ребенка таким какой он есть; Не ругайте за то, что он рассеян; Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном, уберите с него разные посто¬ронние предметы; Устраните шумы, способные отвлечь от интеллектуальной деятельности; Научите ребенка планировать свою деятельность; Поддерживайте четкий распорядок дня; Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий; Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте ребенка; Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, сличать результат с запланированным; Научите ребенка фотографировать, вязать, шить, вышивать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности; Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие дости¬жения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его. Чаще просите проверить ошибки в чей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено, гречку, рис и т.п.); Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности; Если ребенок медлителен. Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть; Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновени¬ем; Наберите терпения, работа с медлительными детьми очень утомительна и тре¬бует умения сдерживаться, не повышать голос; Никогда не позволяйте ребенку «работать на время», временной цейт-нот ка¬тегорически противопоказан медлительному ребенку; Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах, работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха; Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку»; Используйте приемы опережающего воздействия, заранее напоминайте, соз¬давайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе; Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настрое¬нием стремиться согласовать свои действия с действием других; Стремитесь к строгому соблюдению режима дня; Вырабатывайте у ребенка чувство времени; Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой; Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности; Если ребенок застенчив. Выражайте безусловное расположение ребенку; Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности; Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств; Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее по¬просить; Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях; Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и пере¬носить поражения. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбран¬ная цель, неправильно выбранные средства; Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хороше¬го, приучая принимать похвалу без излишнего смущения; Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям. Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны; Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успо¬каивает, лечит и стабилизирует ребенка; Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми; Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с каким-либо поручениями к вашим друзьям соседям; Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз-в-глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в про¬цессе разговора; Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам он не способен ее попросить; Будьте открыты и искренне. Не давайте обещаний, которые не можете выпол¬нить; Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность го¬ворить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
Советы ребенка своим родителям
Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чем-то. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой под¬ход. Это позволяет мне определить свое место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как со взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования. Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать, и мои интересы и уважать их. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность; если ее нет, то все равно не проконтролируете, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом. Не давайте обещаний, которые не в силах выполнить, это может поколебать мою веру в вас. Просто скажите свой вариант решения: если вы не выполните свое обещание, то компенсируете мне тем-то и тем-то. И вам будет легче, и мне спокойнее. Важно, чтобы компенсация была адекватной (или большей) и стимулировала вас выполнить обещание. Не поддавайтесь на провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед». Говоря по правде, я всегда жалею о своем желании поманипулировать вами, так как это подрывает ваше доверие ко мне, а его всегда не хватает. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне. Иногда от своего бессилия перед вами я готов заплакать, и защищаюсь таким вот образом. Это позволяет мне определить свое место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как со взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования. Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать и мои интересы и уважать их. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я со¬гласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношени¬ях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность; если ее нет, то все равно не про¬контролируете, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком. Спросите меня прямо о том, смогу ли я выполнить что-то, а не решайте, что я мал. Правда, иногда я беру на себя слишком много, тогда помогите мне незаметно и ненавязчиво. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги. И вообще, порядок в своей комнате я наведу сам, я даже могу постирать и сварить обед, сходить в магазин без списка в кармане. Иногда меня раздражает ваше: «Тебе хлеб маслом намазать?» Не обращайте внимания на мои дурные привычки. Это меня портит. Осо¬бенно не говорите: «Ты еще маленький, тебе еще рано то-то и то-то...» Вы хотите, чтобы я чуть подрос и оторвался на полную катушку? Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы скажете мне все спо¬койно, с глазу на глаз. К тому же вы рискуете, сами оказаться в глазах других в неловком положении, а меня замкнет, и я захочу поправить вас. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух в это время притупляется, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги позднее. Да и у вас самих не только слух, но и разум иногда притупляется, и вам трудно среагировать на свои ошибки в разгар конфликта, так что не забудьте извиниться потом, ведь я воспитан вами и поступаю точно в соответствии с тем, что вы мне привили, как научи¬ли — осознанно или неосознанно. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. И узнал об этом раньше, чем вы думаете. Вспомните себя. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки—смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. Вы же продолжаете делать ошибки до сих пор, но называете это опытом. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Вы ведь тоже защищаетесь, не найдя времени поговорить со мной по душам. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. Как, впрочем, и вы. С кем не бывает! Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца. Перенесите разговор на другое вре¬мя, когда мне будет легче сознаться, а вы уже остынете. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я по¬знаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. Мне просто интересно. А вы-то уже все знаете? Давайте экспериментировать вместе! Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. На самом деле это бывает очень трудно сделать, но вы постепенно приучайте себя к этому, и я скажу вам «спасибо». Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привле¬кает ко мне много внимания. Это называется «вторичная выгода». Дайте мне лучше пример здорового образа жизни, покажите, как это замечательно. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне. Вот здесь-то потребуется вдумчивый подход. Книжки почитайте или посоветуйтесь со знающим человеком. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно со мной занимались. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. Это называется «мужество несовершенства». Оно настоящее мужество, и мне будет полезно иметь дело с мужественными людьми. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. Особенно мне полезно, когда вы продумываете, что было бы интересно и мне и вам. Не говорите мне, что мне нельзя делать что-то (пить, курить, гулять), потому что я еще маленький, потому что я жду не дождусь, чтобы стать взрослым и «оторваться на полную катушку». Я об этом уже говорил, но полезно напомнить, потому что это важно. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. Иногда я бо¬юсь просто так, чтобы вы были внимательнее ко мне. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же вами забывается. А нагоняй за проступок — никогда. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Заметьте, не как к приятелю или коллеге, а как к настоящему другу. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания. Я очень горжусь вами, что вы прочитали все мои пожелания. Теперь у нас будет другая жизнь! Я верю вам. Помните, что я вас люблю. Пожалуйста, ответьте мне любовью. На этом наш психологический экскурс в родительско - детские отношения заканчивается. Если вы внимательно прочитали первые пять глав, нет нужды пространно комментировать детские советы. Вы задумались о своем родительском поведении? Тогда я говорю «большое спасибо» от имени всех детей.
|
Категория: Памятки | Добавил: сова (13.06.2011)
|
Просмотров: 1639 | Комментарии: 3
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|